Государственная историко-культурная экспертиза

Профессиональное сопровождение под ключ

Государственная историко-культурная экспертиза

Историко-культурная экспертиза — мероприятия экспертной оценки характеристик объекта культурного наследия, его статуса, границ, сопровождающей объект проектной и иной документации.
Государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, с привлечением эксперта, имеющего аттестацию Министерства Культуры РФ или экспертной комиссией из трех и более экспертов.

Достаточно ли заключения одного эксперта или необходимо привлечение экспертного совета — зависит от объекта экспертизы.

Привлечение одного эксперта достаточно, при:

  • постановке памятника на государственную охрану
  • изменении категории историко-культурного значения памятника
  • археологических работах
  • утверждении мер сохранности памятника

Привлечение экспертного совета (комиссии) необходимо при:

  • снятии памятника с государственной охраны
  • утверждении проектов зон охраны памятника
  • утверждении защитных зон памятника
  • утверждении проектной документации

Проведение государственной историко-культурной экспертизы детально регламентируется Положением о государственной историко-культурной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569).

При этом, эксперты работают на основании материалов научных исследований и изысканий: отчета о проведении археологического обследования, разработанного раздела проектной документации «об обеспечении сохранности объектов культурного наследия» и пр.

Заключением государственной историко-культурной экспертизы является Акт, который содержит однозначно трактуемые выводы экспертизы в отношении исследуемого объекта культурного наследия, проектной документации и пр.

В соответствии с циркулярным указанием Министерства культуры РФ от 14 августа 2017 г. № 259-01.1-39-ОР — Акт Государственной историко-культурной экспертизы оформляется не в бумажном, а в электронном виде с квалифицированными электронными подписями экспертов, принимавших участие в экспертизе. 

Поэтому, с даты действия данного указания: на заключении государственной историко-культурной экспертизы в формате PDF, который передается заказчику экспертизы и/или в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия, должен стоять штамп электронной подписи либо содержаться отдельный файл (с расширением SIG), подтверждающий ключи подписи экспертов.

Такую электронную подпись можно достоверно проверить в режиме реального времени с помощью программного комплекса, предназначенного для работы с цифровой подписью (КриптоАРМ, КонтурКрипто, КриптоПро и др.)

Проведение историко-культурной экспертизы необходимо в случаях:

  • Проведения проектных, строительных, хозяйственных и иных работ на земельном участке, в отношении которого государственный орган охраны не имеет данных об отсутствии на нем объектов культурного наследия.
  • Включения объектов культурного наследия в госреестр;
  • Исключения объектов культурного наследия из госреестра;
  • Изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  • Отнесения объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия, объектам всемирного культурного и природного наследия;
  • Утверждения проектов зон охраны объекта культурного наследия;
  • Проектирования работ по сохранению объектов культурного наследия;
  • Утверждения документации или разделов документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
  • Определения защитных зон памятника.

Акт государственной историко-культурной экспертизы — должен иметь строго определенные Положением части и разделы, оформленные установленным образом это касается так же и списка обязательных приложений к Акту.

После получения Акта государственной историко-культурной экспертизы, он совместно с материалами изысканий над которыми работал эксперт подается в уполномоченный государственный орган охраны объектов культурного наследия для согласования или выпуска Приказа (о постановке на государственную охрану, о утверждении границ защитной зоны и пр.).

Сроки согласования Акта государственной историко-культурной экспертизы — зависят от объекта экспертизы. 

Стандартный срок предоставления государственной услуги по согласованию установлен в 45 рабочих дней.

При этом срок согласования для историко-культурных экспертиз касающихся археологических работ (земельных участков) сокращен до 15 рабочих дней.

В соответствии с вступившими в силу изменениями в 73 Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная историко-культурная экспертиза получила более широкое применение, список задач был значительно расширен.

Специалисты нашей организации организуют проведение государственной историко-культурной экспертизы с привлечением экспертов, имеющих аттестацию Министерства Культуры РФ и при необходимости, проведут необходимые для экспертизы изыскания. Прохождение итоговых согласований у нас всегда входит в Техническое задание любого договора.