Историко-культурная экспертиза документации об обеспечении сохранности
Профессиональное сопровождение под ключ
Историко-Культурная экспертиза документации об обеспечении сохранности
Государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии со статьями 28, 29, 30, 31, 32 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 г. №569.
Положение содержит множество видов историко-культурных экспертиз, различаемых целями проведения экспертизы, объектами экспертирования и даже количеством экспертов.
Одним из видов Государственной историко-культурной экспертизы является экспертиза документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия.
Документация об обеспечении сохранности объекта культурного наследия при реализации проектного решения – это специализированный Раздел (том) проектной документации, в котором описаны риски в отношении окружающих площадку проектирования памятников и разработаны мероприятия по их защите в процессе строительно-монтажных работ.
На профессиональном сленге, такую документацию обычно называют «Раздел об обеспечении сохранности» или том ОСОКН (Обеспечение Сохранности Объектов Культурного Наследия).
Документация разрабатывается в соответствии с требованиями статьи 36 Федерального Закона №73 в случаях, когда участок проектирования примыкает к территории памятника или (реже) незначительно касается такой территории.
Просто разработать документацию об обеспечении сохранности мало: в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального Закона №73, такой Раздел должен быть подвергнут Государственной историко-культурной экспертизе с выдачей Акта.
В дальнейшем Раздел и Акт подаются на согласование в территориальный орган охраны объектов культурного наследия и только после получения согласования (Распоряжения о согласии с выводами Акта экспертизы), разработанный Раздел можно включить в общий состав проектной документации (обычно в блок «Иная документация»).
Государственная историко-культурная экспертиза документации об обеспечении сохранности в соответствии с Положением проводится одним экспертом, имеющим соответствующий допуск – специализированную аттестацию, утверждаемую Приказом Министерства культуры РФ. Срок действия аттестации – 3 календарных года. Акт экспертизы в настоящий момент подписывается исключительно электронной цифровой подписью эксперта: Акты экспертизы в бумажном виде несколько лет как ушли в прошлое.
Регламент согласования Акта Государственной историко-культурной экспертизы Раздела об обеспечении сохранности в обязательном порядке предусматривает процедуру «общественных слушаний»: текст Акта вывешивается на сайте органа охраны памятников в открытом доступе на 2 недели – чтобы любые заинтересованные лица имели возможность ознакомится и направить свои возражения или пожелания.
Максимальный срок государственной услуги по согласованию Акта Государственной историко-культурной экспертизы документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия – 45 рабочих дней. На практике, сроки рассмотрения более гуманны.
Цель проведения государственной историко-культурной экспертизы документации об обеспечении сохранности – определить: возможно или невозможно обеспечить сохранность конкретных памятников при реализации конкретного проекта путем применения разработанных в Разделе мероприятий сохранности.
Выводы Акта такой экспертизы будут содержать однозначно трактуемую оценку вида:
- О возможности обеспечения сохранности. Положительное заключение.
- О невозможности обеспечения сохранности. Отрицательное заключение.
Центр обладает огромным научным и практическим опытом в разработке документации обеспечения сохранности памятников и проведения историко-культурных экспертиз документации об обеспечении сохранности по всей территории РФ.
Даже не имея прямого предписания органа охраны памятников о разработке Раздела сохранности, мы настоятельно рекомендуем тщательно проанализировать окружающую проект ситуацию на предмет наличия объектов культурного наследия, их охранных и защитных зон.
К сожалению, отсутствие прямого предписания от органа охраны не освобождает проектировщика от обязательств в разработке такой документации в соответствии с требованиями статьи 36 73-ФЗ и довольно неприятно возвращаться к этому вопросу в срочном порядке, получив отказ ГосЭкспертизы проектной документации.