Историко-культурная экспертиза земельного участка
Профессиональное сопровождение под ключ
Историко-культурная экспертиза земельного участка
Акт государственной историко-культурной экспертизы земельного участка – экспертный документ, который формируется по итогам археологического обследования территории и содержащий однозначный вывод о возможности либо невозможности дальнейшего хозяйственного освоения земельного участка.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, являются объектом историко-культурной экспертизы.
Перефразируем проще: если земельный участок (на котором планируется строительство) ранее не исследовался археологически то перед проведением любых (в т.ч. проектных) работ необходимо вызвать археологов для его проверки на предмет памятников археологии.
Неподготовленному человеку это требование может показаться странным. Однако, если детально разобраться в этом вопросе, то ситуация проясняется:
Государственный регулятор с целью сохранения всех возможных археологических артефактов ограничивает свободное освоение территории проектирования – до экспертной проверки такого участка. Это требования сейчас выражено в форме федерального закона: это означает, что данное требование действует по всей территории России безо всяких исключений и вступило в силу при принятии поправок в 73-ФЗ (315м Законом) в январе 2015 года. В целом, такой подход к вопросам сохранения памятников был просто приведен в соответствие с общемировой практикой, где давно превалирует презумпция абсолютной сохранности объектов культурного наследия.
Что же касается экспертной проверки: действительно, позиция государства в целом и научного сообщества в частности, состоит в том, что окончательное решение о возможности освоения земельного участка принимает аттестованный эксперт выдачей Акта государственной историко-культурной экспертизы земельного участка.
В целях, установленных ст. 28 Федерального закона, на территории проектирования необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы путем археологической разведки в порядке, установленном ст. 45.1 Федерального закона и Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569.
Нашей организацией выполняется комплекс научно-исследовательских археологических работ в отношении предполагаемой территории производственных в виде историко-культурного научного археологического обследования с целью проведения историко-культурной экспертизы земельного участка с сопровождением согласования отчетной документации в территориальном Государственном органе охраны объектов культурного наследия.
Комплекс работ по государственной историко-культурной экспертизе земельного участка состоит из двух частей:
- Научно-исследовательские археологические работы: получение разрешения (открытого листа), составление краткой исторической справки, археологические разведки на объекте, камеральная работа, подготовка полного научно-технического отчёта.
- Составление Акта государственной историко-культурной экспертизы земельного участка.
Для выполнения работ от Вас нам необходимы следующие исходные данные:
- Схема размещения Объекта (в электронном формате с топоосновой в местной системе координат)
- Заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ (электронный вид, копия).
- Копии градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ (в электронном формате) – за исключением линейных объектов.
После получения акта историко-культурной экспертизы его необходимо предоставить в территориальный орган охраны для утверждения.
Согласно изменениям, внесенным в Положение о государственной историко-культурной экспертизе в марте 2020 года, срок рассмотрения экспертизы земельного участка органом охраны теперь составляет не 45, 15 рабочих дней.
Мы предлагаем исполнение данных работ по полному циклу: с получением итогового согласования Акта государственной историко-культурной экспертизы земельного участка. При наличии данного документа – участок может быть в дальнейшем освоен без ограничений.
Можно ли осваивать участок без проведения государственной историко-культурной экспертизы?
Освоение невозможно. При наличии фактов такого освоения (сведение леса, отсыпка/планировка участка, забор и т.п. ) наступает административная ответственность (штраф начинается от 200тр). В случае же, если участок подвергался освоению и был уничтожен/утрачен/сокрыт/поврежден памятник археологии (элементы культурного слоя, артефакты, ландшафтные элементы погребальной культуры) наступает уголовная ответственность.